Минфину не дали пойти по самому простому пути снижения дефицита бюджета: нулевая экспортная пошлина для восточносибирской нефти ценой в 120 млрд руб в год пока отменена не будет  
Бюджет-2010 станет первым за долгие годы, когда правительство вынуждено помнить, что денег у него вовсе не сколько угодно, а очень даже мало. Если учесть обещанное повышение пенсий, от которого уже никак нельзя будет отказаться, то напряженка с бюджетом, его дефицитом и необходимостью этот дефицит покрывать за счет заимствований обеспечена на долгие годы. Но первая же попытка ввести режим экономии блестяще провалилась. Уже сейчас очевидно, что отвыкание от бюджетной щедрости будет крайне болезненным, и не все – особенно, сильные мира сего – захотят к этому привыкать в принципе.

Вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин уже сообщил,  что если в ближайшие годы России не удастся сократить дефицит бюджета до 1%, можно будет говорить о том,что правительство «не справляется со своими задачами», и вообще, призвал министров прокалывать дырки на ремнях и учиться их потуже  затягивать. И тут же решил показать, как это делается.

Кудрин нашел деньги там же, где и всегда – у нефтяников. В Минфине вспомнили, что нефтяникам выдана щедрая инвестиционная льгота – тем, кто разрабатывает месторождения в Восточной Сибири, полагается нулевая пошлина на экспорт добытой там нефти.

Все удовольствие стоит 120 млрд руб в 2010 г. Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев полагает  
Прямая речь  «Необходимость искать источники экономии – следствие неграмотной антикризисной политики»  Директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев
о пошлине на восточносибирскую нефть:

Предложение Минфина отменить льготу по экспортной пошлине на нефть оправдано. 120 млрд руб. – серьезная для бюджета сумма, и если существует риск увеличения бюджетного дефицита – а очевидно,что он сейчас существует, – такая мера нужна. Другое дело,что это предложение – лишь следствие чрезмерных трат прошлого года. Когда правительство потратило огромные суммы на помощь неэффективным предприятиям, которые оно назвало системообразующими. На мой взгляд, было выделено три неправильных приоритета: помощь неэффективным призводствам, поддержка финансовой системы по совершенно никому непонятным и необоснованным критериям, и огромные социальные обязательства, которые будут лежать грузом на бюджете и в ближайшие годы.

Поэтому Минфин вынужден теперь в экстренном порядке изыскивать дополнительные возможности для бюджета из-за последствий неграмотной антикризисной политики правительства. Хотя сама по себе отмена льготы для нефтяников правильна.
0    http://www.slon.ru/articles/267453/

закрыть  
, что в нынешних условиях, когда страна может столкнуться с ростом бюджетного дефицита, отмена льготы для нефтяников оправдана. Но если бы правительство не раздавало антикризисные деньги в прошлом году всем, кто просил, крайних мер можно было бы и избежать, считает он.

Обнуление пошлины – как раз решение из этой серии. Его приняли в разгар кризиса в прошлом году для того, чтобы активизировать разработку месторождений региона и обеспечить заполнение стратегически важного нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), строительство второй очереди которого должно быть завершено в 2014 г. С 1 декабря нефть с восточносибирских месторождений классифицируется как «особый товар», а нулевую пошлину на нее каждый месяц должно подтверждать постановление правительства.

Отменить нулевую пошлину с марта, как предлагал Миинфин, так и не удалось. Этому воспротивился куратор нефтяной отрасли вице-премьер Игорь Сечин, публично пообещавший найти альтернативные источники компенсации выпадающих доходов бюджета. Нулевая пошлина на экспорт восточносибирской нефти будет действовать, как минимум, до апреля, рассказали Slon.ru два чиновника, работающие над проектом постановления правительства. Кудрину на этот раз придется отступить. Это подтвердили Reuters источники в Минфине.

При этом нулевая пошлина будет применяться к широкому кругу восточносибирских месторождений. С января список льготных месторождений, по предложению Минэнерго, увеличили до 22. Но внезапный рост числа претендентов на льготу напугал Минфин: в министерстве прикинули возможные потери бюджета и предложили правительству и нефтяникам провести консультации и еще раз просчитать обоснованность таких запросов.

Вопросы у министра финансов вызвало включение в список нефти с Ванкорского месторождения, принадлежащего «Роснефти», любезной сердцу Игоря Сечина. Дело в том, что когда чиновники отбирали первые 13 месторождений для освобождения от пошлины, были разработаны специальные критерии: например, она должна быть определенной плотности и содержать не больше 1% серы. Но когда перечень расширили до 22, требования к составу нефти были изменены. В результате, под льготный режим попал «Ванкор», а нефть там, по словам Кудрина, ближе к традиционной, чем к «особенной» легкой восточносибирcкой.

Аналитик «Банка Москвы» Денис Борисов говорит  
Прямая речь  «Было бы целесообразным введение нулевой пошлины на экспорт восточносибирской нефти на 5–7 лет»  Аналитик «Банка Москвы» Денис Борисов
о пошлине на восточносибирскую нефть:

Отсутствие окончательного решения по обнулению экспортной пошлины на восточносибирскую нефть означает для нефтяных компаний, в первую очередь для «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и TNK-BP отсутствие определенности. Решение о продлении льготы еще на месяц – чисто техническое и не дает возможности делать прогнозы на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Правда, добыча на крупнейших месторождениях этих компаний – Ванкорском, Талаканском и Верхнечонском – уже начата, там уже осуществлены капвложения и возможная отмена льготы по экспортной пошлине не так страшна. А вот для новых месторождений она просто необходима, ведь, прежде всего, в Восточной Сибири нужны инвестиции в геологоразведку, и нулевая ставка пошлины как раз должна привлечь инвестиции в новые проекты. Здесь, мне кажется, было бы целесообразным введение нулевой пошлины на экспорт на 5–7 лет. Иначе, например, могут возникнут проблемы с заполнением второй очереди нефтепровода ВСТО: существующей ресурсной базы явно недостаточно, чтобы обеспечить необходимые 80 млн т нефти. То есть, конечно, если уже запущенные месторождения выйдут на пик добычи, то в сумме 80 млн т они скорее всего наберут. Но это надо, чтобы все совпало, – а с этим могут быть проблемы.

На мой взгляд, подход к каждому проекту должен быть дифференцированным. Возможно, к крупным проектам, в которые уже осуществлены инвестиции, таким как «Ванкор», можно применять частичное обнуление пошлины, а к новым месторождениям льготу, безусловно, нужно применять [обнуление] в полном объеме.
0    http://www.slon.ru/articles/267436/

закрыть  
, что нулевая экспортная пошлина важна, прежде всего, для привлечения инвестиций в геологоразведку новых месторождений, ведь в тот же «Ванкор», добычу на котором “Роснефть” уже начала, первоначальные капитальные вложения осуществлены. Главная опасность, которая поджидает регион в случае отмены льготы для всех, – нехватка ресурсной базы, а значит под вопросом может оказаться и заполнение второй очереди нефтепровода ВСТО, полагает эксперт.

Проработкой всех возможных вариантов сейчас занимается рабочая группа, в которую входят представители Минфина, Минэнерго и Минэкономразвития,а также крупнейших нефтяных компаний – «Роснефти», «Сургутнефтегаза», ТНK-BP и «Газпром нефти». Чиновник министерства финансов объясняет, что Минфин готов предложить два варианта: либо вывести из под льготного режима часть месторождений, либо вернуть пошлину для всех, но со скидкой к ставке, действующей на остальной территории России (с марта она должна составить $253,6 за тонну).

Рабочая группа провела лишь одно заседание, и пока никакой отмены льготы не запланировано, по крайней мере, до апреля, утверждает чиновник, участвующий в работе комиссии  
Прямая речь  «Проект постановления еще должен получить визы обоих Игорей Ивановичей»  Источник в межведомственной рабочей группе по пошлине на восточносибирскую нефть
о пошлине на восточносибирскую нефть:

Сегодня проект постановления ушел на межведомственное согласование, пока по пошлине на восточносибирскую нефть там стоит ноль. То есть как минимум на март действие нулевой ставки будет продлено. У нас пока было очень мало времени на то, чтобы что-то серьезно проанализировать. Понятно, что в таких условиях каких-то резких движений просто нельзя себе позволить. Но я хочу подчеркнуть, что это не окончательное решение: теоретически, все может измениться. Помимо одобрения всех заинтересованных ведомств, проект должен получить визы обоих Игорей Ивановичей [Шувалова и Сечина] и последнее слово, разумеется, остается за премьер-министром. Так что пока я бы говорил о нулевой пошлине на экспорт из Восточной Сибири, как решении, принятом с большой долей вероятности. Исключать нельзя ничего, окончательное решение будет оформлено до конца месяца.
0    http://www.slon.ru/articles/267421/

закрыть  
. Проект постановления с нулевой ставкой на март, по его словам, в понедельник должен был уйти на межведомственное согласование, а затем отправиться в аппарат правительства –  подписать его премьер-министр Владимир Путин должен до конца месяца. В поддержку нефтяников уже выступил Сечин: он обещал лично убедить Кудрина в необходимости нулевой экспортной ставки для 22 восточносибирских месторождений, включая «Ванкор».

По словам источника в аппарате правительства  
Прямая речь  «Чтобы компенсировать потери бюджета, нужно грамотно перераспределить нагрузку в нефтяной отрасли»  Источник в аппарате правительства
о пошлине на восточносибирскую нефть:

Мы сделаем все, чтобы сохранить действующий режим нулевой пошлины, как и обещали, на три года. У всех свои задачи. У Минфина есть вполне понятная цель – ограничить дефицит и найти лишние деньги. У нас есть своя задача – обеспечить инвестиции в регионе с огромными перспективами, косвенная отдача там будет огромной: порядка 70–80 млрд руб. Это больше половины нынешних затрат бюджета. Поэтому думаю, что нам удастся убедить Алексея Леонидовича [Кудрина],что решение уже принято и оно было принято правильно.

Новые регионы добычи – это, фактически, наше будущее, запасы в Европейской части выработаны больше чем наполовину, если не разрабатывать новые месторождения в труднодоступных местах, то у меня возникает вопрос: за счет чего развиваться отрасли?

На данный момент, насколько я понимаю ситуацию, Минфин настаивает на установлении ставок с дисконтом к действующей пошлине. Не думаю, что это предложение найдет поддержку. Пока установка четкая: нулевую пошлину нужно сохранить. И смысла сейчас диверсифицировать режимы для месторождений – его просто нет. И для «Ванкора» нулевая пошлина должна тоже сохраниться, безусловно. Проект масштабный и важный, и лишать его инвестиций на таком раннем этапе просто нельзя. Что касается источников компенсации выпадающих доходов для бюджета – пока мы просчитываем все возможные источники, это проблема будет решена, нужно просто грамотно перераспределить нагрузку в [нефтяной] отрасли.
0    http://www.slon.ru/articles/267469/

закрыть  
, предложения Минфина вряд ли найдут поддержку и в дальнейшем. Сейчас главная задача – найти источники для компенсации бюджету выпадающих 120 млрд руб., этим и займется межведомственная группа.

Сделать это будет непросто. Кудрин и Сечин не первый раз не могут договориться, как регулировать нефтяную отрасль. В конце 2008 г. министру финансов удалось блокировать резкое снижение экспортной пошлины на нефть, предложенное нефтяниками и поддержанное Сечиным. Тогда Кудрин смог убедить Владимира Путина снизить ставку лишь с $372,3 за т в октябре до $287,3 в ноябре, тогда как Сечин предлагал премьеру радикальное снижение до $195,2. Правда, уже в декабре пошлина составила $192,1 из-за введения нового механизма расчета ставок. РЕКЛАМА закрыть


Алена Чечель, Slon.ru